УСТОЙЧИВАЯ УПАКОВКА, КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОМПАНИЙ
Четыре месяца назад для Украины, ее народа, бизнеса изменилось все. Мы стали страной, которая за три дня собирает деньги
на сильнейшее оружие. Страной в танках, самолетах, кораблях. Страной из разрушенных ракетами районами. Страной из
оккупированных городов, которые несмотря ни на что все равно остаются свободными и украинскими. Страной, на которую
смотрит весь мир и чьим мужеством восхищается. Изменился наш уклад, ценности, поводы для радости. Изменился путь,
которым мы идем к заветной цели. Изменились и стратегии развития бизнеса. Ведь именно он теперь должен помочь стране
возродиться и построить новую Украину.
За месяцы войны с вражеским соседом Украина со своей стороны уже показала свои силу и стандарты Европе. Не так давно было официально признано: Украина – это будущий равный партнер для не менее, чем 27 стран Европейского Союза. Украина – кандидат на вступление в Европейский Союз. И нужно помнить, что каждому новому члену сложнее, чем предыдущему. А это означает, что теперь нам необходимо крайне тщательно готовиться как к повышению своих стандартов, так и к решению новых задач. Бренд Украины должен быть не про прошлое, а про будущее. Про то, что мы будем прогрессивными и цивилизованными. Нам важно показать, что мы стали большими европейцами, чем сами европейцы. И все в это должны поверить.
Ни для кого не секрет, что Европу захватил дух экологии и ресурсоэффективности. И хотя упаковка составляет лишь небольшую часть общего воздействия продукта на окружающую среду, она играет большую роль в минимизации этого воздействия. Каждый производитель упаковки, каждый розничный продавец и торговец ЕС обязаны соблюдать Директиву ЕС по упаковке 94/62/ЕС. Данная директива устанавливает конкретный стандарт, обязательный для всех производителей и розничных продавцов, а также применяется к упаковке на всех этапах своей жизни: в бизнесе, розничной торговле, в офисе, на производстве и дома. Также соответствии с Директивой, государства-члены Сообщества должны гарантировать и другие изменения в самой своей работе с упаковкой. Рассмотрим каждое требование отдельно
Многоразовые и перерабатываемые материалы.
В соответствии с требованиями Директивы, материал для упаковки должен
отвечать следующим параметрам: возобновляемый, биоразлагаемый, пригодный для вторичной переработки. Учитывая эти
характеристики, можно точно утверждать, что из всех материалов, которые используются для производства упаковки, данному
требованию соответствует только картон.
Теперь упаковка начинается с выбора самого материала. При планировании нового экологичного упаковочного решения производители должны ответить на следующие вопросы в отношении материала:
- Является ли основной материал для упаковки возобновляемым?
- Подлежит ли материал вторичной переработке?
- Можно ли отследить источник переработанного материала в исходном сырье?
- Соответствует ли материал требованиям конечного пользователя? Здесь мы говорим о характеристиках самого материала.
Пластмассы для упаковочной промышленности (ПЭ, ПП, ПЭТ) в основном производятся из ископаемого и ограниченного сырья. Только очень малая часть поступает из возобновляемого сырья. В вопросе переработки пластик также является достаточно сложным материалом. На практике цветные бутылки трудно тщательно отделить друг от друга, а смешанные пластиковые отходы не могут быть переработаны с высоким качеством. Поэтому здесь мы говорим о даунциклинге, а не о переработке. Разлагается пластик десятилетиями или даже столетиями. Оксоразлагаемые же пластики, обработанные добавками для растворения, через определенный промежуток времени не разлагаются полностью, а распадаются на микропластики.
Алюминий является одним из металлических сырьевых материалов, извлекаемых из руды бокситов и, следовательно, не возобновляемых. Он полностью пригоден для вторичной переработки, но его трудно восстановить в композитной упаковке в процессе переработки. И, наконец, алюминий – это металл, а металлы не поддаются биологическому разложению.
Стекло создается путем плавления. Используется кварцевый песок, который не является органическим и, следовательно, не возобновляемым и не разлагаемым. Стеклянная бутылка, например, может «прожить» до 1 миллиона лет. Стекло поддается переработке. Его можно переплавлять любое количество раз, но нужно учесть, что потребление энергии при производстве бутылки очень велико.
Говоря о картоне, в первую очередь нужно сказать, что картон - это чистая порода и он изготавливается из возобновляемого сырья, древесины из устойчиво управляемых лесов или из макулатуры. Картон можно перерабатывать практически бесконечно. После попадания в окружающую среду бумажная упаковка разлагается в течение нескольких недель. То, что исходит от природы, снова становится природой. А современные исследования доказывают, что картон – это упаковочный материал будущего: потребители все чаще ставят социальные и экологические последствия в центр своих решений о покупке.
Еще одна причина, говорящая в пользу картона как упаковочного материала: согласно результатам последних исследований Технического университета Дармштадта, - бумажные волокна можно перерабатывать почти бесконечно. Вторичная переработка необходима для устойчивой упаковочной промышленности: цикл замыкается, а жизненный цикл древесины во всей цепочке создания стоимости многократно увеличивается. Волокна, находящиеся в обращении в течение длительного времени, защищают окружающую среду, поскольку таким образом сырье используется оптимально. Поэтому потенциал макулатуры долгое время недооценивался. Макулатура является еще более ценным сырьем, чем предполагалось. Его можно перерабатывать снова и снова. Бывшая в употреблении картонная упаковка имеет самую высокую степень переработки среди всех упаковочных материалов и является основой для производства экологически чистого упаковочного материала – переработанного картона. С другой же стороны, нужно учитывать тот факт, что переработка и переработанные материалы гарантируют, что волокна используются несколько раз и не выбрасываются после одного использования. При этом материал на основе переработанных волокон часто тяжелее, так как для достижения желаемой прочности для конечного использования требуется больше волокон. Это может повлиять на углеродный след, транспортные расходы и использование материалов.
Вторичное волокно также может создавать проблемы для линий преобразования и влиять на эксплуатационные характеристики, а также вызывать пыление в процессе преобразования. Материал на основе вторичного волокна можно использовать для вторичной упаковки, поскольку он не вступает в контакт с продуктом, например, при использовании пластикой блистерной упаковки или стекла. Также это хороший выбор для третичной упаковки в случае электронной коммерции.
Минимально возможный вес и объем упаковки.
Для упаковки рекомендуется использовать минимальное количество материала.
«Столько, сколько нужно и как можно меньше» - при производстве картонной упаковки основное внимание уделяется
используемому материалу и его оптимизации. Размеры упаковки, адаптированные к продукту, экономят место и сам материал.
Это не только хорошее решение с экономической точки зрения, но и с точки зрения окружающей среды. При разработке
упаковки внимание должно уделяться миллиметрам, чтобы материала использовалось не более, чем необходимо для обеспечения
функциональности. Чтобы обеспечить полную возможность вторичной переработки упаковки в конце жизненного цикла складной
упаковки, необходимо также учитывать дизайн и печать. Например, УФ-краски, пластиковые покрытия, фольга нарушают процесс
цикла. В то время, как новые рекомендации поддерживают круговой дизайн продукта.
В Европейских странах идет активная работа фармацевтических компаний над уменьшением грамматуры и толщины картона вторичной упаковки. Меньше краски, ниже грамматура, тоньше картон – меньше вреда. Упаковка должна привлечь, продать и отправиться на переработку.
О необходимости использования экологической краски для печати упаковки пока речи не идет, но уже сейчас производители лако-красочных материалов предупреждают нас о том, что постепенно и они переходят на более экологичные составляющие и печать уже не сможет быть такой яркой, как это было ранее. Собственно экологичность материалов предполагает максимальный уход от химических элементов и замену их на натуральные красители.
Снижение содержания вредных веществ и материалов.
Производители упаковки обязаны использовать только те материалы, составляющие которых не навредят окружающей среде и
смогут перейти в обработку. В стремлении соответствовать все более жестким целям устойчивого развития, производителям
необходимо получать отчет или сертификат, где указываются точные данные об углеродном следе и общем воздействии выбора
упаковочных материалов на окружающую среду.
Также отличной альтернативой картону из целлюлозы может служить картон, произведенный из травы. И, если еще недавно мы говорили о нем, как о чем-то новом, то сейчас заводы по производству данного вида картона распространяются по территории Европы и завоевывают приверженность потребителей. Производство травяных волокон происходит исключительно механическим способом без химической обработки, при этом выбросы СО2 на 95% меньше по сравнению с первичной древесной массой. Также производство экономит 6000 литров воды на тонну картона. Единственным минусом такого картона для заказчика можно назвать его необычный для привычного картона цвет и текстуру. Его цвет колеблется от светлого до более насыщенного бежевого и зависит от количества внесенной травы и времени ее сбора. Но, с другой стороны, более устойчивая упаковка может значительно выделить бренд среди конкурентов. Кроме того, более устойчивая упаковка может привести к увеличению продаж, поскольку потребитель с большей вероятностью купит более устойчивую упаковку, чем «неустойчивую». Так, в Германии еще более приятным бонусом производства и использования экологической упаковки является обещание государства выдачи скидок для предприятий на оплату переработки упаковки.
Во всем этом есть и негативная сторона как для потребителей устойчивой упаковки Украины, так и Европы. Несмотря на то, что эко упаковка ориентирована на будущее, а устойчивое развитие и экономика замкнутого цикла также становятся все более важными вопросами для заказчиков упаковки, выполнение всех вышеуказанных требований в настоящее время просто стоит больших денег. С другой стороны, экологичные решения упаковки повышают имидж продукта и в конечном счете могут способствовать успеху компании. Но, как бы то ни было, упаковка завтрашнего дня является возобновляемой, пригодной для повторного использования и биоразлагаемой, а значит безвредной для окружающей среды. И уже сейчас нам необходимо делать первые шаги к изменениям в своей привычной работе с упаковкой: переходить на более тонкий картон, производить упаковку с таким размером, чтобы в ней по минимуму оставалось свободного места внутри, исключать работу с ламинацией и пластиковыми окошками в упаковке, по возможности применять сам же картон вместо пластика и блистера внутри упаковки, применять более экологичные и соответствующие европейскому стандарту краски. Важно разумно упаковывать и использовать экологически чистые материалы, когда это возможно.